Деловые игры

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Ролевая игра — это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. (С. А. Шмаков, 1994).

Деловые игры — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 61)

Деловые игры — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 34)

Деловые игры — метод имитации принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и ЭВМ. Применяются для обучения и отбора руководителей, научно-исследовательских целей, выработки управленческих решений. (Современная энциклопедия. 2000)

Деловые игры — метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Применяются для обучения, научно-исследовательских целей, выработки управленческих решений. (Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006)

Деловая игра — это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с эвм в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Большинство ди - управленческие, социально-экономические, проектировочные, производственные. В основе любой игры лежит модель объекта управления, которая может быть формализована с различной степенью полноты и точности. (Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006)

Компьютерные деловые игры можно разделить на 2 типа: коллективные и индивидуальные. В первых участвуют несколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения. Во вторых моделируется не только условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что игра и в этом случае продолжает оставаться коллективной. Просто отдельные роли выполняют интеллектуальные имитаторы.

  • Коллективные компьютерные игры более приближены к реальности, поскольку решения принимаются реальными лицами, а не имитатором. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. Меняясь ролями, участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороны руководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. Групповые деловые игры позволяют совершенствовать коммуникативные навыки как в отношении обмена информацией, обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений.
  • Индивидуальная компьютерная деловая игра может проводиться без преподавателя, что весьма важно для дистанционного обучения и для самостоятельной работы обучаемого. Выполнение заданий индивидуальной деловой иры фиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти в любое время. В индивидуальной деловой игре у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки др. Участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. Индивидуальная деловая игра и позволяет существенно экономить время, затрачиваемое на принятие решений. Может быть резко увеличено количество проигрываемых ситуаций, которые затем анализируются для выработки оптимального решения. Обучение методам управления охраной труда целесообразно проводить в малых группах с последующим обсуждением (возможны и комментарии преподавателя). Такая модель получила название «обучение в сотрудничестве». Учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и в решении задач. (Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006)