Виды исследовательских работ учащихся

1. Реферат.
Целевая установка: краткое изложение какой-либо научной проблемы на основе обзора литературы и других источников.
Содержание (основные направления) деятельности:
·изучение литературы и всевозможных источников по указанной проблеме;
·изложение полученной информации;
·сравнение источников, выявление общего и различного во взглядах;
·формирование концепции (своей точки зрения);
·выявление научной или практической значимости проблемы.
2. Практическое (эмпирическое) исследование.
Целевая установка: получение субъективной новизны, т.е. результат, достигнутый учащимися, является достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя.
Содержание (основные направления) деятельности:
·сбор эмпирической информации на основе наблюдений, опросов, анкетирования, эксперимента;
·осмысление полученных результатов;
·формулирование проблемы (противоречий) ;
·планирование её решения;
·постановка эксперимента (при необходимости);
·сравнение результатов;
·выявление научной или практической значимости проблемы.
3. Теоретическое  исследование.
Целевая установка: всестороннее познание объективной реальности через объяснение установленных фактов, формирование теоретических (фундаментальных) знаний.
Содержание (основные направления) деятельности:
•освоение теоретических основ изучаемой проблемы;
•осмысление и объяснение установленных фактов;
•формирование теоретических знаний на основе логических методов познания;
•выдвижение различных гипотез с обоснованием их возможности;
•продуцирование идей (формирование обобщенного принципа, объясняющего суть идеи);
·мысленный эксперимент (построение теоретической модели тех процессов, которые в данный момент неосуществимы).
4. Экспериментальное  исследование.
Целевая установка: поиск нового способа решения какой-либо проблемы опытным путем в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях.
Содержание (основные направления) деятельности:
-разработка программы эксперимента;
-формирование базы для его проведения;
-определение этапов деятельности;
-подготовка эксперимента;
-практический эксперимент;
-обработка данных, анализ результатов, корректировка гипотезы;
-оформление и описание хода и результатов экспериментального исследования;
-внедренческий этап.