Требования к научно-исследовательской работе

1.   Целостность научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа (далее – работа) должна состоять из двух-трёх документов: 1) текстовый документ; 2) приложения (если есть); 3) мультимедийная презентация. В текстовом документе должны быть прописаны номера слайдов в соответствии с содержанием.
2. Цели и задачи научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами научно-исследовательской работы являются:
- развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
- проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
- демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
- привитие интереса учащихся к научной деятельности.
3. Организация выполнения работы
3.1. Выдвижение проблемы исследования
Научно-исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и/или решение какой-либо проблемы.
Выдвижение проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
3.2. Алгоритм работы над научной проблемой
Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:
- выбор проблемы;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
- представление к защите и защита работы.
3.3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы
Структура работы должна быть представлена следующим образом:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- главы основной части;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Содержание работы должно сопровождаться мультимедийной презентацией
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид работы (исследовательская работа, проектная работа…). Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество автора работы и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются, введение и заключение не нумеруются.
Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; формулируется гипотеза; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы (см. «Методические рекомендации»).
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида работы учащегося.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами (см. «Словарь терминов»).
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования.
В конце помещается список литературы (см. «Правила оформления библиографии»), куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: объёмные рисунки, справочники, нормативно-правовая документация и т.д.
4. Требования к оформлению научно-исследовательской работы
4.1. Общие требования к оформлению
Научно-исследовательская работа должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.
Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297*210) на одной стороне листа.
При написании следует соблюдать следующие правила:
·      Размер полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2,5 см;
·      Нумерация страниц — по центру внизу страницы;
·      Текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков);
·      Абзац — 1,25 см;
·      На листе 29-30 строк;
·      Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы;
·      Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям;
·      Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала;
·      Заголовки следует располагать по середине строки симметрично к тексту;
·      Для компьютерного набора размер шрифта —14;
·      Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1,2,3), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая — на собственную нумерацию.
4.2. Требования к оформлению цитат и ссылок
Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:
·      При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.
·      При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в   списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23].
·      Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. По...» или «Цит. по кн....» и указать номера страниц и номер источника в списке литературы, например: (Цит. По кн. [6. С. 240]).
·      Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
·      При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.
·      В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.
·      Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною — О. К. или (курсив наш — О. К.).
·      В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобках указываются порядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тексте. Например: В трудах С. Л. Рубинштейна [4; 5; 7] раскрываются... Второй вариант: вслед за упоминанием автора указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использованной в работе литературы. Пример: В ряде работ С. Л. Рубинштейна (1957), А. Н. Леонтьева (1965), Б. М. Теплова (1956), А. А. Смирнова (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.
·      Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [Там же] или при цитировании [Там же. С. 309].
4.3. Требования к оформлению таблиц
Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:
·      Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.
·      Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах. Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы и большого количества наглядного материала.
·      Название таблицы располагается между ее нумерацией и собственным содержанием. Пишется с прописной буквы без точки в конце.
·      При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных граф следует пронумеровать и повторять только их номер.
·      Предварительно над таблицей поместить слова «Продолжение таблицы 8».
·      При фиксации сырых баллов в таблицах, если для этого нет прямой необходимости, не принято писать фамилии, имена респондентов.
·      Название таблицы, ее отдельных строк не должно содержать сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.
4.4. Требования к оформлению иллюстраций
В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте.
Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.
В текст работы помещаются те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок...».
Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.
Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без номера после слова «Рис.».
На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если этому позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.
На схемах всех видов должны быть выражены особенности основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей, связей изображаемых предметов или процесса.
При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, на оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.
4.5. Требования к оформлению приложений
Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления.
Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложение» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение № 1.
Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.
При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку.
Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
4.6. Требования к оформлению библиографического списка (см. «Правила оформления библиографии»)
Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84 — введ. 01.01.86. — М., 1984. — 75 с. И с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. — М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991).
5. Мультимедийная презентация к работе
5.1.  Презентация используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Содержание слайдов должны соответствовать текстовому содержанию работы.
5.2. Требования к созданию и оформлению презентации (см. «Как создать презентацию»):
·на титульном слайде указываются данные автора работы и руководителя (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки;
·соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
·расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине);
·качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; яркость и контрастность изображения);
·кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
·использование единого стиля оформления;
·творческий, оригинальный подход к созданию презентации;
·презентация не должна быть скучной и громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
·на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты.
·на завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
5.3. Мультимедийная презентация с текстовым документом и приложениями загружается одним заархивированным файлом.