Проектная технология

Проектное обучение (Дж. Дьюи, У. Кил­патрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоя­тельной познавательной и практической деятель­ности; формировании широ­кого спектра УУД, лич­ностных результатов, а результат - овладение учащи­мися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует фор­мированию познава­тельного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоя­тельность и самоор­ганизация учебной деятельности; реализация творче­ского потенциала в исследовательской и предметно-продук­тивной деятельности. Учитель является консультантом, моти­вирующим и направляющим ис­следовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффек­тивный маршрут решения предмет­ной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. (Трунцева Т.Н., канд.пед.наук)

Проектирование (англ. projection/planning; нем. Projektierung) – одна из форм опережающего отражения действительности; процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. (Энциклопедия социологии, 2009)

Метод проектного обучения, или метод проектов, основывается на идеях Дьюи, Девея, Килпатрика и других американских ученых и филосо­фов. В ходе выполнения проекта школьник учится: определять замысел деятельности; ставить цели индивидуальной или коллектив­ной деятельности; собирать нужную информацию, систематизиро­вать ее, критически оценивать и использовать; вести деловую дискуссию, для того чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования. В ходе первичного проектирования деятельности школьник учится: моделировать деятельностную перспективу (ре­зультат); определять последовательность конкретных действий для достижения результата; выявлять конкретные условия реализации по­ставленной задачи; искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации; развивать и испытывать свои возможности и по­нимать их пределы; выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения; участвовать в дискуссии; участвовать отдельно и в группе в событиях и ре­шающим образом (целеустремленно) влиять на них.

Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Творческие проекты – проекты предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты.

Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. 

Метод проектов — один из активных методов обучения, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. (Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006). 

Метод проектов — метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект-упражнение (У.Х. Килпатрик). (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006)

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Wikimedia Foundation. 2010)

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. (Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993)

Метод проектов — организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. (Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978)

Метод проектов — система обучения, при кторой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140-141)

Метод проектов — форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, разработанных совместно с учителем и учащимися в процессе обучения, с учетом окружающей реальности и интересов детей. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. С. 80)