Проблемное обучение

 Проблемное обучение — обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П. о. направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. (Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993)

Проблемное обучение (М.И. Мах­мутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин) - технология, цель которой заключается в создании в сознании учащихся под руковод­ством учителя проблем­ных ситуаций; организации активной самостоятельной дея­тельности по выходу из проблемных ситуаций, а результат - в возрастании уровня творческой активности, определяющегося: устойчивой само­стоятельностью вы­полнения работ; наличием творче­ского воображения, способности к логи­ческому анализу; открытием нового способа решения проблемы; самостоятельным до­казательством. Учитель: создает ситуацию проблематизации учебного материала: в постановке и решении теоретиче­ских учебных проблем; в решении практических проблем; оказывает помощь в поиске спосо­ба применения известного знания в новой ситуации (конструирова­ние, изобретение); создает ситуацию связи обучения с жизнью, игрой, трудом. Ученик: творчески овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает мыслительные способности; осуществляет поиск способа при­менения известного знания в но­вой ситуации (конструирование, изобретение); создает художественное решение на основе творческого воображе­ния. (Трунцева Т.Н., канд.пед.наук)

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. В П. о. путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие, особенности которого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности. (Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998)

Проблемное обучение (от греч. problema – задача) — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. (Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000)

Проблемное обучение (англ. problem education) — система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. (Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003)

Проблемное обучение (англ. problem education) — обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В ходе совместной деятельности учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие, как постижение и понимание новых фактов, принципов, как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009)

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. (Психологический словарь. 2000)

Проблемное обучение — обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.    (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 218-219)

Проблемное обучение — активное, развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучающихся, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или дидактических противоречий. Его фундаментом являются выдвижение и обоснование проблемы, формирование познавательного интереса и моделирование умственного процесса как творчества. Центральными категориями П.о. являются проблема, проблемная задача, проблемные вопросы, проблемная ситуация. (Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. — Новороссийск: Издательство: Новороссийск. Г.А.Броневицкий, Г.ГБроневицкий, А.Н.Томилин. 2005)

Проблемное обучение — 1) один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер; 2) организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. (Словарь-справочник по педагогической психологии. М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001)

Проблемное обучение — технология обучения, основанная на использовании активных методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. Учащиеся оказываются в условиях необходимости практического использования знаний и умений в новой, непривычной для них обстановке, перед необходимостью выбора правильного решения из ряда известных им решений. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых; одновременно с этим осознается их недостаточность, стимулируется познавательный интерес. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999)

Проблемное обучение [греч. problema — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. (А.А.Вербицкий. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013)

Проблемное обучение — система педагогических методов и средств, обеспечивающих творческое участие обучающихся в усвоении новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных способностей личности. (Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. 2012)