Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются, введение и заключение не нумеруются.
Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; формулируется гипотеза; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.
Замысел исследования – основная идея, которая связывает воедино все структурные компоненты, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах; удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха работы.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий. Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.
Проблема исследования – нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых     знаний о действительности.
•Проблема возникает в результате появившегося противоречия, требующего разрешения (противоречие между знанием и незнанием).
•Формулирование проблемы – исходный момент любого научного исследования.
•Противоречие свидетельствует о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения.
Проблема исследования принимается как категория, обозначающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Проблема исследования должна быть актуальной.
Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, во-вторых, не имеет соответствующего готового научного решения.
Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы.
Формулировка темы должна отражать процесс движения от известного к новому, т. е. динамику научного познания.
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Объект исследования –  это то, что рассматривается; это та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться, исследоваться.
Объект – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником информации необходимым для исследования. объектом может быть: педагогический процесс (воспитание, развитие, обучение, формирование); педагогическое явление; педагогическая система; процесс развития конкретных психических процессов.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Предмет исследования – это та конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется (с какой стороны рассматривается объект).
Предмет более конкретен, чем объект и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
Далее во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель исследования –  это представление автора о будущем результате.
Формулировка цели начинается, как правило, с глаголов:
    - выяснить…
     - сформировать…
     - выявить…
     - разработать…
     - обосновать…
     - определить…
     - создать
     - построить…
Цель – формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; цель конкретизируется и развивается в задачах.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца. Задачи исследования –  это конкретизированные или более частные цели; это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования.
•   Задачи можно формулировать как отдельные этапы или части исследования;
•   Задачи могут называть те элементы, которые в ходе исследования должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны, изучены и т. д.
Задача – предполагаемый, локализованный результат исследования. В педагогическом исследовании существует иерархическая организованная последовательность постановки задач:
1) связана с выявлением, уточнением, углублением сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
2) связана с анализом реального состояния предмета исследования;
3) связана с особенностями преобразования, моделирования опытно-экспериментальной проверки;
4) связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования изучаемого явления и процесса, то есть с практическими аспектами работы.
В психологическом исследовании специфика постановки задач определяется основными этапами исследовательской деятельности: анализ литературы; изучение проблемы; анализ и обработка результатов; интерпретация результатов; разработка программы коррекции какого-либо направления (или формулировка выводов); проведение контрольного эксперимента; анализ результатов; формулировка выводов и заключения.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой      регистрации актов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;  проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.
Гипотеза исследования –  это развернутое предположение, указывающее на то, каким образом исследователь планирует достичь поставленной цели.
Формулируется гипотеза по схеме: «Если …, то…, так как …» или «Чем…, тем…, так как …» (описательная сторона, объяснительная и прогностическая).
Гипотеза – это ведущая идея автора, она не должна носить очевидного характера и демонстрировать столь явные предположения, которые нет смысла проверять.
Гипотеза – предположение, в котором на основе фактов делается выбор об объекте, о причинах явления, причем это предположение нельзя считать доказанным. Это предположение, приблизительный ответ на поставленные задачи исследования, допущение того, в какой взаимосвязи находится изучаемое явление с другими, какова его внутренняя структура.
Структура гипотезы:
-утверждение (например: процесс будет эффективным...);
-предположение (например: если будут соблюдены следующие условия...);
-научное обоснование (например: потому что существуют закономерности...).
Также гипотеза может состоять только из утверждения и предположения, обоснования в ясном виде не формулируются.
Методы исследования (см. «Методы исследования»)
1. Эмпирические методы:
-наблюдение (стандартизированное, свободное, включенное, контролируемое, прямое или косвенное);
-контент-анализ (анализ документации);
-изучение литературы по теме эксперимента;
-опросы (социологические);
-анкетирование (закрытое, открытое, комбинированное);
-тестирование (интеллектуальные, личностные, вербальные, бланковые, процессуальные, проектные, тесты состояний и свойств, тесты достижений в какой-либо области и т. д.);
-метод измерения (получение количественных данных об изучаемых объектах);
-интервьюирование.
2. Теоретические методы:
-логические методы познания (мыслительные операции): анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия, интегрирование, систематизация, моделирование, умозаключение;
-метод формирования гипотез;
-метод продуцирования идей;
-мысленный эксперимент;
-метод проектирования (прогнозирования).
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида работы учащегося.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательными данными являются ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
- выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
- выводы должны соответствовать поставленным задачам;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В конце, после заключения, принято помещать список литературы (см. «Правила оформления библиографии»), куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: объёмные рисунки, справочники, нормативно-правовая документация и т.д.